
Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Никитин Андрей Сергеевич
Россия – Центральная Азия: не «мягкая сила», но сотрудничество и поддержка
Весной прошлого года на одном из международных мероприятий советник Посольства Российской Федерации в Кыргызской Республике Сергей Храмов сказал неожиданное. Призвал быть осторожнее с термином «мягкая сила», которым обычно обозначают присутствие России в Центральноазиатском регионе: «Американские эксперты употребляют его, имея в виду совсем не культурные контакты и не гуманитарные проекты, а целенаправленное воздействие, давление одной страны на другую без использования военной силы. У нас влияние взаимное, взаимообогащающее, мы друг на друга не давим, ничего друг другу не навязываем и не пытаемся кого-то заставить что-то сделать».
Все наши контакты, отметил С.Храмов, - это, по сути, «то, что можно назвать любовью между странами. Это как другому человеку желать добра».
«Добра» странам Центральной Азии кто только не желает… Другое дело, что понятие добра у всех разное, и далеко не со всех сторон «осчастливливание» идёт бескорыстно и в реально нужном направлении.
Западные доброжелатели, к примеру, почему-то считают, что главные проблемы региона – «неправильное» отношение к сексменьшинствам и неуважение прав различных сидельцев и доказанных кандидатов на посадку… Для небольшой, мизерной части общества эти проблемы, возможно, действительно являются проблемами. Но не для абсолютного большинства. Абсолютное большинство нуждается совсем в другой помощи и поддержке.
И тут приходит Россия.
В сентябре 2025 года онкологические больные Кыргызстана услышали обнадёживающую новость: при Национальном центре онкологии и гематологии будет создан центр ядерной медицины. Это важнейший шаг в оказании пациентам передовой высокотехнологичной медицинской помощи. Работает над этим госкорпорация «Росатом». И не просто предоставляет безвозмездную методологическую и технологическую поддержку, но и помогает получить необходимые лицензии и разрешения, и обучает персонал.
«Росатом» вообще пришёл в Кыргызстан всерьёз и надолго. И не только в Кыргызстан. И отнюдь не демонстрировать «мягкую силу». Корпорация активно помогает странам решать самую главную региональную проблему – энергетическую. Среди приоритетов российской компании – возведение первой в мире экспортной малой атомной электростанции в Узбекистане, первой АЭС большой мощности в Казахстане, строительство первой ветроэнергетической станции в Кыргызстане, проект по ликвидации хвостохранилищ в Кыргызстане и Таджикистане с созданием «зелёной лужайки» и защитой экологии…
А ещё – ряд научно-просветительских мероприятий для школьников и студентов, чтобы познакомить их с миром атомных технологий. В прошлом году кыргызские, казахские и узбекские школьники совершили уникальное путешествие, отправившись в международную экспедицию на атомном ледоколе «50 лет Победы».
Не атомом единым…
Под Новый год в кыргызскую Республику доставлена очередная партия продовольственной помощи из России – более 1145 тонн обогащённой пшеничной муки и растительного масла для наиболее уязвимых семей. Это – «рыба». Но те же семьи благодаря российским меценатам получают и «удочку» - возможность зарабатывать, участвуя в общественных проектах по восстановлению местной инфраструктуры.
Россия – крупнейший донор ВПП ООН в Кыргызстане, поддерживающий кыргызских граждан на самых разных уровнях – от чрезвычайной единовременной помощи до восстановления и развития, включая системы социальной защиты вроде национальной программы школьного питания.
Комплексная программа экономического сотрудничества России и Узбекистана охватывает торговлю, промышленную кооперацию, транспорт, сельское хозяйство, связь, науку и образование, культуру, туризм, межрегиональное сотрудничество.
В 2026 году расширяется масштабный гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом». Предположительно в нём примут участие 790 российских педагогов – преподавателей не только русского языка и литературы, но и математики, химии, биологии, информатики. Проект касается не только центральноазиатских государств, но они – в числе приоритетных. В частности, новые школы, массово строящиеся в Кыргызстане (и тоже, как правило, не без участия российских спонсоров), остро нуждаются в соответствующих специалистах, которые не просто станут обучать кыргызских детей, но и поделятся с коллегами современными методиками и лучшими педагогическими практиками.
Минувшей осенью Россия передала Таджикистану десять автомобилей скорой медицинской помощи – и это не считая ежегодной гуманитарной помощи, которую Российская Федерация на постоянной основе оказывает и другими странам Центральной Азии. Ничего не прося и тем более не требуя взамен. Не выкручивая рук и не ставя никаких ультиматумов: мы вам, дескать, вот это, а вы нам зато… Ещё что-нибудь.
Миллионы долларов вкладываются Российской Федерацией в улучшение благосостояния жителей сельской местности с поддержкой фермерских хозяйств, в борьбу со стихийными бедствиями и инфекционными заболеваниями.
Без воды – ни туды и ни сюды
Это Россия тоже отлично понимает. И чётко видит ещё одну глобальную проблему Центральноазиатского региона – назревающий водный кризис с хроническим дефицитом влаги.
«Большая часть воды, забираемой из Амударьи, расходуется на сельское хозяйство. Преимущественно в Узбекистане, - говорил прошлой осенью на видеомосте «Интеграционный потенциал стран ЕАЭС в решении проблем безопасности» аспирант МГИМО Назар Курбанов. – По подсчётам экспертов, значительная часть воды используется неэффективно, а оборудование, включая насосные станции, устарело. Россия может поставить новое оборудование и внедрить «умные» технологии в сельском хозяйстве».
Избавить регион от беды маловодья Россия планирует также с помощью всё тех же атомных электростанций: «Энергия атомных станций, построенных с помощью Москвы, стабильна и не зависит от погоды, она может обеспечить переброску воды по эффективным каналам и водоводам большого диаметра» (директор Центра стратегических решений «Аппликата» Кубатбек Рахимов).
США, кстати, тоже предлагают свою помощь в водном кризисе. Помощь предлагается, как обычно, не конкретная, не действенная, а в виде «изучения». Изучить поверхностные воды и источники пополнения реки Кашкадарья с созданием цифровой базы данных… Чтобы что? Эксперты видят скрытые мотивы американской активности. Водные ресурсы, являясь источником постоянных конфликтов между государствами Центральной Азии, представляют собой удобный инструмент для продвижения геополитических интересов. Это и есть та самая «мягкая сила», способствующая более масштабному проникновению американского бизнеса и сдерживанию влияния России и Китая.
Изучение, исследование, анализ и цифровая база данных проблем с безводьем никак не решат. А вот российское новейшее оборудование с внедрением передовых технологий вполне способно решить.
За щитом… Или на щите?
Как бы ни запугивали прозападные «активисты» граждан Кыргызстана по поводу расположенной в городе Кант российской военной авиабазы, - регулярные опросы показывают: подавляющее большинство кыргызстанцев воспринимают её гораздо позитивнее, чем изгнанную из страны американскую военную базу «Ганси». Российское военное присутствие, по мнению большинства, гарантирует хотя бы относительную безопасность и спокойствие.
До 2005 года такая же российская военная база занималась охраной таджикско-афганской границы. С тех пор Таджикистан делает это самостоятельно, но в декабре 2025-го обратился к России с просьбой задействовать 201-ю военную базу для совместного патрулирования границы с Афганистаном: на границе опять неспокойно.
Кыргызстан и Таджикистан – основные получатели российской военной помощи через финансовую поддержку, техническое оснащение армий, совместные учения, подготовку кадров в российских военных вузах и повышение квалификации центральноазиатских военнослужащих…
Но у тех, кто с пеной у рта доказывает, что Россия якобы планирует после Украины нападение на Центральную Азию, - не хватает ни логики, ни элементарного здравого смысла осознать: если хочет напасть и поработить – зачем всячески укрепляет чужие границы и армии? Нестыковочка…
Как и всё остальное, что делает Российская Федерация в регионе и что так не похоже на проявление пресловутой «мягкой силы», - это говорит лишь о стремлении к дружбе, партнёрству и сотрудничеству.
< Назад
