
Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Никитин Андрей Сергеевич
Сигналы Западу и глобальная безопасность – о речи Путина на «Валдае»
Выступление Владимира Путина на пленарной сессии XХII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай", несмотря на неформальную обстановку, традиционно воспринимается как позиция России по многим актуальным вопросам международной политики. Общемировая ситуация, характеризующаяся перманентной напряженностью, рождает множество вызовов, ответы на которые системно и последовательно озвучил российский лидер на Валдае. Именно по этой причине пленарное заседание клуба с участием президента можно смело назвать главным научно-политическим событием года, которое в этот раз проходило под общим названием "Полицентричный мир: инструкция по применению".
Осмысление практических вопросов функционирования международной политической системы в условиях многополярного мира становится главным вопросом современности — ученые, интеллектуалы и политики размышляют о различных аспектах многополярного мира в условиях, когда ни общепринятой теории, ни консенсуса по его практическому построению еще не существует. В этом и заключается основная специфика нынешней системы международных отношений: главные центры глобальных трансформаций — Россия, КНР, Индия, Иран, страны Глобального Юга — имеют собственное видение многополярности. Однако в одном они солидарны — новый, более справедливый мировой порядок должен основываться на плюрализме в принятии решений и отражать многообразие этого мира. Остальное уже детали и уточнения.
В этом отношении дискуссионный клуб "Валдай", пожалуй, единственная авторитетная международная площадка, которая дает возможность обсудить эти детали, да и вообще попытаться найти решение других проблем мировой политики и международных отношений. Насколько это приближает к практическим решениям, покажет время, но, по крайней мере, Россия сейчас является единственным центром силы, который на практике не только показывает необходимость достижения консенсуса относительно будущего мирового устройства, но и постоянно призывает к диалогу по ключевым проблемам современных международных отношений и глобального развития, в том числе со странами коллективного Запада. Так, в ходе выступления российский лидер сказал: "Мы были готовы к совместной работе, к нелинейным шагам в сфере безопасности и глобальной стабильности, но наши западные коллеги оказались не готовы освободиться от плена геополитических и исторических стереотипов".
К сожалению, ставшие на Западе уже традиционными предрассудки видеть в России врага являются одной из главных причин воинственности Европы и глобальной стратегии США. Тем не менее готовность к диалогу — это проявление рациональной силы, а не слабости, и выступление Путина дает уверенный и отчетливый сигнал, что Россия и далее намерена отстаивать свои национальные интересы — для этого у нее есть и стремление, и ресурсы. Но насколько к этому готов коллективный Запад, вопрос уже другого характера.
Глобальная периферия
Европа находится в глубоком экономическом, политическом и экзистенциальном кризисе, в который она загнала себя сама, выступая в качестве одного из ведущих инициаторов военного конфликта на Украине. Это отчетливо понимают европейцы, в том числе ряд политиков в самом Евросоюзе, но их голоса не слышны на фоне постоянно подогревающейся истерии о "российской военной угрозе" и "неизбежности войны с Россией". Функционеры ЕС и НАТО соревнуются в нагнетании атмосферы угрозы со стороны России, и недавние инциденты с беспилотниками в Польше, Дании и Германии убедительно демонстрируют настойчивые попытки как расширить зону украинского конфликта, так и втянуть НАТО в прямую конфронтацию с Россией, хотя опосредованно страны организации и так воюют на стороне киевского режима.
Слова Путина, что Европа "скатывается на периферию глобальной конкуренции", лишь фиксируют процесс, начатый годами ранее, — еще 20 лет назад в странах ЕС начал неуклонно снижаться рост производительности труда, постепенно стали ощущаться отставание в экономическом росте и снижение уровня жизни, особенно на фоне энергетического кризиса в 2022-м. В целом это уже привело к потере конкурентоспособности энергоемких отраслей европейской экономики и росту их уязвимости к геополитическим рискам в связи с высокой зависимостью от импорта критически важного сырья.
Не вызывает сомнений, что начавшиеся ранее тенденции смещения экономического потенциала и развития с запада на восток будут только усиливаться в обозримом будущем. А с учетом намерений "европейской партии войны" и далее усиливать конфронтацию с Россией Европа рискует остаться на задворках новой мультиполярной системы мировых отношений.
О многополярности
В выступлении Путин весьма подробно остановился на характеристиках многополярности согласно его видению. Несомненно, все эти принципы созвучны общим устремлениям большинства стран к более открытой системе международных отношений, позволяющей бОльшему числу политических и экономических игроков влиять на региональные и глобальные процессы. При этом важным остается консенсус при принятии важных решений, затрагивающих большинство стран. Но, пожалуй, самой интересной и одновременно предостерегающей мыслью было высказывание Путина, что, несмотря на позитивную сторону в "расширении пространства свободы для всех", значительно усложняется поиск баланса в этих условиях и это является "чрезвычайным риском".
Действительно, если допустить, что многополярность уже фактическая реальность, особенно с учетом того, что США и коллективный Запад не могут в полной мере контролировать мировые политические и экономические процессы и тенденции, многополярный порядок будет неизбежно исходить из принципов равновесия и гармонизации интересов. "Странам мирового большинства придется учитывать интересы друг друга при выработке решений региональных и мировых проблем, никто не сможет добиться целей в изоляции от остальных. Мир, несмотря на обострение конфликтов и кризис прежней модели глобализации, остается взаимозависимым", — сказал Путин.
Безопасность и справедливость
Формирование многополярного мира невозможно без устойчивой системы международной безопасности, которая гарантирует равную и неделимую безопасность для всех стран. Сегодня стоит важный вопрос: насколько мир безопасен и можно ли думать о новых формах обеспечения международной безопасности в условиях, когда работа прежних механизмов его обеспечения, такие как Совет Безопасности ООН, намеренно блокируется западными странами? Именно по этой причине невозможно повлиять на ситуацию в Газе, где Израиль продолжает политику геноцида населения, полностью уничтожив социальную и иную инфраструктуру Палестины.
Очевидно, что новый мировой порядок будет и должен основываться на руководящей роли ООН, чью "структуру и роль необходимо привести в соответствие с ролью стран мирового большинства", отметил Путин. Россия поддерживает идею реформирования СБ ООН путем включения туда представителей стран Глобального Юга — это расширение за счет предоставления постоянных мест странам Азии, Африки и Латинской Америки. В частности, речь идет о включении Индии, Бразилии, а также представителя Африки, согласованного самими африканскими странами. Равноправное представительство стран, отражающее многообразие мира, есть естественное видение "необходимого будущего", которое представляется наиболее справедливым.
Основные противоречия по вопросу ООН связаны со стремлением Германии и Японии получить статус постоянного члена в Совбезе и с поддержкой их всем западным сообществом. Между тем очевидно, что ни Россия, ни Китай, ни большинство стран мирового сообщества поддержать эти кандидатуры не сможет. Однако также очевидно, что не только сохранение ООН как главного института мультиполярного мира, но и его эволюция и адаптация к новой международной действительности — одни из главных вызовов долгосрочного характера.
Глобальный диалог
Какими бы ни были изменения в международной политике, российско-американские отношения остаются одним из ключевых факторов глобальной безопасности и стабильности. Россия, несмотря на сложности диалога, отмечает восстановление полноформатных отношений с США в качестве одного из приоритетов своих национальных интересов. Москва в этом отношении совершенно спокойно и рационально говорит Штатам о готовности вести предметный разговор по всему спектру двусторонних отношений и глобальных вопросов.
Судьба нового мирового порядка с каждым годом все менее зависит от западного сообщества, хотя объективно нельзя игнорировать тот факт, что США продолжают оставаться одним из сильнейших государств с возможностью глобального влияния. Однако именно сейчас очень важно донести коллективному Западу четкий сигнал, что новый мировой порядок, в основе которого принципы мультиполярности и многообразия, уже фактическая реальность, формируемая быстрыми темпами. И ситуация, в которой США и страны Запада в целом могут оказаться на периферии мирового развития, может случиться намного быстрее, чем кажется на первый взгляд.
< Назад