
Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Никитин Андрей Сергеевич
Поздравления лидеров стран СНГ с Днем знаний
Поздравление Президента Беларуси А.Лукашенко
Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил учащихся, студентов, аспирантов, учителей и научно-педагогических работников с Днем знаний:
"Первое сентября - особая дата в календаре для каждого белоруса. День, когда вся страна отмечает начало нового учебного года, а наши дети с трепетом и волнением приходят в школьные классы, аудитории колледжей и вузов.
Но самое пристальное внимание сегодня к первоклассникам и первокурсникам, которые открывают дверь в удивительный мир знаний и профессионального становления. Пусть это время будет продуктивным и увлекательным, а полученное образование - прочным фундаментом дальнейшей карьеры.
Традиционно обращаюсь к учителям и родителям. В ваших руках будущее страны. Вам доверена ответственная миссия - воспитать всесторонне развитого человека, помочь реализовать себя и научить любить Родину. Уверен, вы это хорошо понимаете и приложите все усилия, чтобы наши дети росли достойными гражданами, а родная Беларусь крепла и процветала.
Пусть предстоящий учебный год принесет радость открытий, станет плодотворным и по-настоящему счастливым для каждого из вас.
Желаю вам успехов, доброго здоровья и благополучия".
Поздравление Президента Кыргызстана С.Жапарова
Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров сегодня, 1 сентября, поздравил кыргызстанцев с Днем знаний.
Поздравление Главы государства:
«Уважаемые учителя!
Дорогие школьники и студенты!
Дорогие родители!
Сердечно поздравляю всех вас с началом нового учебного года и Днем знаний!
День знаний — значимый праздник, призывающий к получению глубоких знаний во имя светлого будущего!
Времена меняются, но значение знаний никогда не утратит своей важности. И в XXI веке главным направлением и движущей силой остается система образования. Очевидно, что только в тех государствах, где развито образование, происходят политические, культурные, экономические и другие преобразования.
Мы прекрасно понимаем, что система образования является фундаментом долгосрочного развития государства, а инвестиции в образование — это важнейший вклад в будущее страны.
Сегодня наша главная цель — перейти от количества к качеству и дать каждому ученику глубокие и полноценные знания. Для этого государство последовательно поддерживает инициативы, направленные на улучшение условий труда учителей, повышение их заработной платы, а также предпринимает шаги по развитию современной образовательной инфраструктуры, внедрению цифровых технологий и повышению профессионального мастерства педагогических кадров.
В эпоху стремительного развития цифровых технологий, искусственного интеллекта и биотехнологий мы воспринимаем качественное образование как основу и ведем работу по интеграции нашей системы образования в международное образовательное пространство. Обновление методов обучения, подготовка конкурентоспособных специалистов и создание для этого всех необходимых условий стали одним из приоритетных направлений государственной политики.
В кыргызском народе звезда Алтын казыквсегда воспринималась как символ направления и указания пути. Так и программа в сфере образования «Алтын казык» является символом современного образования, которое движется в ногу со временем, формирует новое мышление и открывает дорогу в новую жизнь.
Сегодняшняя миссия педагогов заключается в том, чтобы использовать программу «Алтын казык» как факел в условиях новой эпохи и давать каждому ученику глубокие знания. Я твёрдо верю, что «Алтын казык» станет для наших учителей методическим, моральным и культурным ориентиром, для учеников — силой, указывающей путь в будущее, а для общества — компасом общего развития.
Уважаемые соотечественники!
Каждый учитель — это великий человек, формирующий будущее детей. Поэтому именно учителя являются главной силой нашего общества! Только благодаря их профессионализму и созидательному труду мы сможем развивать систему образования в соответствии с требованиями времени. Хочу подчеркнуть, что роль учителей сегодня стала еще более значимой, а вместе с тем возросла и их ответственность. Выражаю глубокую благодарность нашим педагогам за их самоотверженный труд и неиссякаемую энергию.
Уважаемые учителя, дорогие ученики, студенты и родители!
Поздравляю вас еще раз с Днем знаний!
Желаю вам войти в новый учебный год с новым вдохновением, новыми силами и новыми целями.
Желаю всем крепкого здоровья, творческих успехов и созидательных достижений!»
Поздравление Президента России В.Путина
В.Путин: Дорогие друзья!
Рад поздравить школьников, учащихся колледжей, студентов вузов, педагогов, родителей учеников с Днём знаний.
С этим праздником связана биография каждого из нас, ведь свой путь ко взрослой жизни все мы начинали именно в школе и хорошо помним чувства радости и волнения, которые испытывали 1 сентября. Вот и сегодня многие российские семьи провожают в школу детей и внуков.
Особо хочу поздравить ребят, для которых прозвенит первый звонок. Для вас, наши дорогие первоклассники, начинается новая, ответственная и, уверен, увлекательная пора – время вашего становления и развития, раскрытия способностей и талантов.
Вам многое предстоит узнать. Кто-то полюбит гуманитарные предметы, кому-то будут ближе точные, естественные науки. Но, уверен, всем вам будет интересна, полезна богатейшая история и культура нашего Отечества. И конечно, нужно будет осваивать, ставить себе на службу технологии цифрового мира, искусственный интеллект, сохраняя свою человеческую индивидуальность, способность свободно и самостоятельно мыслить.
Каждый предмет школьной программы открывает широкие возможности познания нового. Но также важно, что в школе вас ждут педагоги, наставники, верные друзья и единомышленники.
Мы будем делать всё, чтобы у вас – у всех российских детей, у молодого поколения – были лучшие условия для освоения современных знаний, для дополнительных занятий, творчества, спорта и полезного досуга. Чтобы каждый ребёнок в нашей стране рос здоровым, счастливым, гармонично развитым человеком, получал качественное образование и мог выбрать дело по душе, реализовать свой потенциал, служить своему народу. Чтобы наши дети всем сердцем любили Родину, уважали старших, ценили дружбу и товарищество.
Потому самое серьёзное внимание уделяется сейчас и образованию, и воспитанию подрастающего поколения, всемерной поддержке педагогов, их благородной миссии, совершенствованию учебных программ и инфраструктуры образовательных учреждений.
За последние шесть лет в России было построено более 1600 новых школ, в которых смогут учиться свыше миллиона детей, в том числе на наших исторических территориях Донбасса и Новороссии.
Существенное, современное обновление проходит система среднего профессионального образования, которой в этом году исполнится 85 лет. Она всё чаще становится осознанным выбором молодых людей, и они осваивают востребованные экономикой профессии. Сегодня в наших колледжах учится более 3 миллионов 800 тысяч ребят.
Важные качественные перемены идут на всех уровнях – от детских садов до университетов. И главная цель здесь – на практике обеспечить надёжный жизненный старт для молодых поколений.
Будущее принадлежит умным, образованным, активным и неравнодушным людям. Всем, кто жадно впитывает знания, постоянно стремится к новому, кто хочет приносить пользу родной стране и добивается этой цели – конкретными делами, победами и достижениями. Будущее России принадлежит вам, дорогие друзья, всем, кто переступает сегодня порог школы, колледжа или вуза.
От души желаю вам успехов и, конечно, здоровья и благополучия всем педагогам, родителям, дедушкам и бабушкам нынешних учеников.
С праздником вас, с Днём знаний!
В добрый путь!
Поздравление Президента Таджикистана Э.Рахмона
Уважаемые работники сферы образования!
Преподаватели и учителя,
студенты, школьники и дорогие гости!
В преддверии нового учебного года, Дня знаний и Урока мира искренне поздравляю всех вас, особенно детей, которые впервые переступят порог школы.
Ежегодная встреча со студентами, школьниками и работниками сферы образования страны в День знаний предоставляет хорошую возможность проанализировать и обсудить состояние этой жизненно важной отрасли.
Ведь именно знания являются основным фактором устойчивого развития, экономического и социального прогресса любого государства, а также источником успеха и благополучной жизни каждого человека.
Недаром наши мудрые и опытные предки называли знания «компасом жизни», «ярким светом», «доспехом для тела», «знаменем победы» и «бескорыстным наставником».
По этому поводу великий Фирдавси в своём бессмертном «Шахнаме» сказал:
Учись и слушай, что несёт тебе знание,
И в каждом знании найдёшь ты умиротворение.
В наше время, когда стремительное и беспрецедентное развитие науки и знаний, техники и технологий, особенно искусственного интеллекта, является его главной особенностью, образование приобрело первостепенное, а порой и жизненно важное значение.
То есть век, в котором мы живём и работаем, — это век науки и знаний, открытий и изобретений, новейшей техники и технологий — эпоха прогресса и развития образованных, знающих, новаторских и изобретательных народов и наций.
Благодаря независимости и свободе, полному миру и стабильности, а также национальному единству в нашем любимом Таджикистане созданы все необходимые условия и возможности для обучения подрастающего поколения и молодёжи.
Ежегодно в стране строятся и вводятся в эксплуатацию сотни новых учреждений дошкольного и общего среднего образования, центров дополнительного обучения, изучения языков и преподавания точных наук.
Хочу подчеркнуть, что весь наш прогресс и достижения, в том числе в сфере образования, достойная и мирная жизнь народа, прежде всего, зависят от прочности мира, спокойствия и политической стабильности.
Поэтому вызывает удовлетворение и гордость, что новый учебный год в нашей любимой стране начинается с Урока мира.
Мир — это наша гордость и достоинство, счастье и благополучие каждой семьи, а также основа прогресса государства и нации, включая развитие сферы образования.
В свою очередь, школа и система образования являются средством сохранения и укрепления мира, спокойствия и политической стабильности в обществе.
Как мы наблюдаем, в последнее время геополитическая ситуация на планете становится чрезвычайно сложной и чувствительной из-за беспрецедентных попыток мировых держав переделать мир, ускоренной милитаризации, формирования нового мирового порядка и других опасных процессов.
В такой ситуации, когда безопасность человеческого общества и даже независимость и свобода государств находятся под угрозой, ценность мира и важность стабильности и спокойствия с каждым днём возрастают.
В результате войн и вооружённых конфликтов миллионы жителей разных стран покинули родину, тысячи людей, в том числе дети и подростки, погибли, к сожалению, эта опасная ситуация продолжается.
Такая нестабильность напрямую оказывает негативное влияние на процесс обучения и воспитания подрастающего поколения: миллионы детей сегодня лишены права на образование.
Отсутствие обучения и воспитания, в свою очередь, приводит к ослаблению миролюбивого мышления и стремления к миру и спокойствию.
Ведь в результате современных конфликтов разрушается не только образовательная инфраструктура, но и образуется атмосфера страха и ужаса, которая возникает вследствие этого, наносит серьёзный ущерб психике детей и подростков.
Поэтому необходимо на всех уровнях образования уделять особое внимание пропаганде культуры мира, единства и взаимопонимания, предотвращению распространения идеологии ненависти и вражды, раскола, насилия и агрессии.
Я всегда подчёркиваю в своих выступлениях, что наш народ не должен забывать события 90-х годов прошлого века — навязанную гражданскую войну и её ужасающие последствия.
Напротив, эти события должны всегда оставаться в памяти как урок истории, чтобы ценить мир, стабильность, единство и взаимопонимание как величайшие жизненные ценности, воспитывать у себя высокое чувство патриотизма, растить молодёжь в этом духе и ясно понимать, что спокойствие и счастье возможны только благодаря взаимопониманию, единству и сплочённости нации.
Современная ситуация в мире побуждает нашу молодёжь воспринимать идеи мира, стабильности, единства и взаимопонимания как важнейшую и неотъемлемую часть национальной культуры и идентичности, прилагать усилия для ещё большего укрепления этого бесценного блага.
Очередная инициатива нашей страны по проведению «Десятилетия укрепления мира во имя будущих поколений» является логическим продолжением миротворческих усилий Таджикистана на международной арене.
Суть нашей инициативы заключается в мобилизации усилий мирового сообщества для мирного урегулирования глобальных проблем, таких как конфликты, войны, бедность, неравенство и изменение климата, которые угрожают миру и безопасности будущих поколений.
В связи с этим во время проведения Урока мира необходимо напомнить о тяжёлом и недалёком прошлом нашего народа, призвать учеников, то есть подрастающее поколение, ценить мир и национальное единство, беречь это бесценное достояние, являющееся плодом упорных усилий, самопожертвования и героизма наших достойных сыновей и всего благородного народа.
Уважаемые присутствующие!
Вот уже несколько лет в стране последовательно проводится реформа сферы образования.
За этот период было разработано и принято множество нормативно-правовых актов.
Год от года увеличивалось финансирование этой важной сферы, что, прежде всего, способствовало улучшению условий обучения, развитию инфраструктуры и повышению уровня благосостояния педагогов.
Помимо бюджетных средств, ежегодно в сферу образования направляются значительные суммы за счёт реализации государственных инвестиционных проектов.
Следует отметить, что за 34 года независимости в сферу образования из государственного бюджета было вложено 67,4 млрд сомони и за счёт госинвестпроектов – 6,2 млрд сомони, то есть в общей сложности 73,6 млрд сомони.
Сегодня в сфере образования реализуются 11 проектов на сумму 4 млрд 300 млн сомони.
За годы независимости заработная плата работников отрасли поэтапно увеличена более чем в 20 раз.
С учётом постоянного роста численности населения и связанного с этим увеличения количества учащихся необходимо расширить строительство школ, дополнительных учебных помещений и обеспечить их современным учебным оборудованием.
Мы выражаем признательность сотням порядочных и ответственных предпринимателей и благотворителей, которые эффективно сотрудничают с Правительством в этом направлении.
Хочу с удовлетворением отметить, что за годы независимости патриотичные предприниматели и меценаты построили и сдали в эксплуатацию 1435 образовательных учреждений с 231 тысячей учебных мест на сумму 1 млрд 700 млн сомони.
В 2025 году на территории страны из всех источников финансирования продолжается строительство 309 образовательных учреждений, а также дополнительных корпусов и учебных классов при школах на более чем 94 тысячи мест, до конца года в эксплуатацию будут сданы свыше 200 новых зданий с полным набором необходимых условий.
С учётом роста численности населения, а также появления новых населённых пунктов руководителям областей, городов и районов, министерствам образования и науки, финансов, Государственному комитету по инвестициям и управлению госимуществом совместно с привлечением внутренних и иностранных инвестиций, предпринимателей, меценатов и населения необходимо принять необходимые меры для строительства и реконструкции зданий образовательных учреждений.
Уважаемые работники сферы образования!
Как я постоянно подчеркиваю, Правительство страны уделяет особое внимание состоянию дошкольных учреждений.
Ведь именно на этом этапе обучения у детей формируются первые представления об окружающем мире и предметах.
Несмотря на определенные достижения, в этой сфере всё ещё существуют многочисленные проблемы, основными из которых являются недостаточное количество дошкольных учреждений и низкий охват детей дошкольным воспитанием и обучением.
Следует учитывать, что быстрый рост численности населения ежегодно увеличивает потребность общества в дошкольном образовании.
Такая ситуация обязывает руководителей областей, городов и районов, Министерство образования и науки, а также родителей активно развивать строительство дошкольных учреждений и внедрять альтернативные формы охвата на дошкольном уровне, чтобы обеспечить выполнение требований Национальной стратегии развития образования по доведению охвата дошкольным образованием до 50 процентов к 2030 году.
Кроме того, Министерство образования и науки, Министерство экономического развития и торговли, Агентство надзора в сфере образования и науки и Национальный центр тестирования обязаны принять эффективные меры по увеличению количества мест в дошкольных направлениях учреждений среднего и высшего профессионального образования и в будущем полностью обеспечить детские сады квалифицированными кадрами.
Уважаемые присутствующие!
Общее среднее образование является одним из важнейших звеньев системы образования, за годы независимости для улучшения условий обучения и воспитания были построены тысячи современных учебных заведений.
Однако наряду с достижениями и прогрессом в системе общего среднего образования, как в основной базе обучения и воспитания, а также важном факторе развития человеческого потенциала, всё ещё остается ряд проблем и трудностей, требующих решения.
К ним относятся: совершенствование и пересмотр нормативно-правовых актов, повышение качества образования, обеспечение кадрами, учебниками, предметными кабинетами и лабораториями, развитие цифровой грамотности, а также воспитание подрастающего поколения в духе национального самосознания.
Государственный стандарт общего среднего образования, который определяет содержание и уровень обучения, в условиях современных мировых изменений требует серьезного пересмотра.
Разработка и принятие нового государственного стандарта общего среднего образования, который будет ориентирован на результат, личностное обучение и связь школы с реальной жизнью, является необходимостью.
Внедрение таких реформ должно осуществляться на основе глубокого анализа текущего состояния образования и передового международного опыта.
Также необходимо обеспечить адаптацию стандарта к условиям школ, развитие инновационной и цифровой среды.
Принятие нового государственного стандарта должно способствовать реальному повышению качества образования, росту конкурентоспособности выпускников и формированию устойчивой образовательной системы, отвечающей требованиям времени.
Министерства образования и науки, экономического развития и торговли, юстиции, Комитет по среднему и начальному профессиональному образованию, Центр стратегических исследований, Академия образования Таджикистана и другие соответствующие ведомства должны создать межведомственную рабочую группу с участием ведущих специалистов отрасли, опытных педагогов, исследователей и представителей вузов.
Во всех звеньях образования, особенно в общеобразовательных учреждениях, качество обучения является определяющим фактором результата.
Для достижения значительных результатов в этом направлении считаю целесообразным реализацию следующих мер:
во-первых, с учетом опыта успешных стран разработать единые стандарты оценки качества образования в учебных заведениях, поскольку десятилетиями качество образования определялось лишь по полученным учениками оценкам «четыре» и «пять»;
во-вторых, на основе Национальной стратегии оценки качества образования до 2044 года создать единую базу данных для анализа и оценки знаний, навыков и умений обучающихся с использованием цифровых технологий;
в-третьих, создать условия для участия в международных оценках и программах;
в-четвертых, регулярно рассматривать результаты мониторинга и оценки качества образования в учебных заведениях и принимать дополнительные меры для повышения уровня обучения и воспитания.
Обеспечение образовательных учреждений преподавательскими кадрами является одной из ключевых задач в сфере образования, так как напрямую связано с эффективным процессом обучения и воспитания, а также с повышением уровня знаний учащихся.
< Назад