Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Старовойт Роман Владимирович
Азербайджан готовит свою инфраструктуру транспортного коридора «Север-Юг»
Азербайджан продолжает модернизировать свою транспортно-логистическую инфраструктуру, чтобы усилить транзитный потенциал и увеличить грузопоток в рамках проектов, проходящих через территорию республики. Так, на этой неделе президент Ильхам Алиев утвердил План действий по международным коридорам, проходящим по территории Азербайджана.
Согласно документу, железнодорожная линия Алят-Османлы-Астара в направлении Ирана будет реконструирована в 2024-2026 годах.
В связи с реализацией этого проекта в 2026 году в сортировочном парке станции Баладжары запланирован капитальный ремонт тяговых путей и путепроводов.
Кроме того, в утвержденном главой государства плане указывается, что на государственной границе Азербайджана с Ираном будут построены новые пункты пропуска. Соответствующие работы по созданию КПП начнутся после согласования с иранской стороной. Эти пункты будут находиться в поселке Агбенд Зангиланского района, на территории Нахчыванской Автономной Республики и в Астаринском районе.
Параллельная работа
Развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктуры Азербайджана осуществляется параллельно с развитием международного транспортного коридора "Север-Юг".
Напомним, что Россия и Иран в мае подписали документы по достройке последнего участка железной дороги западного маршрута "Север-Юг" - Решт-Астара на иранской территории. Стоимость проекта составляет 1,6 млрд евро, из которых 1,3 млрд евро составит кредит России, а остальные средства будут предоставлены иранской стороной.
Планируется, что участок Решт-Астара будет введен в эксплуатацию в 2028 году и благодаря ему прирост грузопотока по западной ветке МТК "Север-Юг" составит на первом этапе 15 млн тонн в год.
Вклад Азербайджана в МТК "Север-Юг"
Модернизация железнодорожной инфраструктуры до границы с Ираном и открытие новых КПП внесут значительный вклад в эффективность и грузооборот международного транспортного коридора "Север-Юг".
При этом, считают эксперты, западный маршрут МТК, который проходит из России в Иран через территорию Азербайджана, является наиболее выгодным для грузоотправителей и вполне может конкурировать с Суэцким каналом по стоимости и срокам доставки. Так, время транзитной перевозки по западному маршруту МТК составляет 40 дней, а стоимость доставки по нему за текущий год снизилась в два раза, до $6500 за 1 TEU (ДФЭ/двадцатифутовый эквивалент).
В то же время грузопоток по МТК "Север-Юг" ежегодно растет и по итогам текущего года может достигнуть 19,5 млн тонн, а фактический грузооборот за 10 месяцев 2023 года составил уже 18 млн тонн. Таким образом, ожидается, что грузопоток по итогам нынешнего года может вырасти почти на 30% по сравнению с показателем 2022-го.
При этом Азербайджан всегда заявлял о готовности работать с Россией и другими странами-участницами проекта "Север-Юг" для достижения поставленной задачи по увеличению грузопотока к 2030 году до 35 млн тонн в год.
В рамках развития западного маршрута МТК Азербайджан также модернизирует транспортно-логистическую инфраструктуру в направлении госграницы с Россией.
Так, планируется модернизация железнодорожного пункта пропуска "Самур". Увеличение его пропускной способности будет синхронизировано с реконструкцией сопредельного железнодорожного пункта пропуска "Дербент" в Дагестане.
Благодаря проекту стоимостью $75 млн будет сокращено время пересечения грузами азербайджано-российской границы. К его реализации собираются приступить в 2025 году, а завершить в 2030-м.
Азербайджан улучшает и дорожную инфраструктуру до границы с Россией. Так, в текущем году был сдан в эксплуатацию участок платной скоростной автомагистрали Баку-граница с РФ протяженностью 150 км. Проект, который оценивается в $706 млн, повысит пропускную способность, скорость и безопасность движения, сократит время доставки грузов по транспортному коридору.
Источник: az.sputniknews.ru
< Назад