Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Старовойт Роман Владимирович
Беларусь и Россия унифицируют налоговые системы
В Беларуси запустили интегрированную с Россией систему налогового администрирования. Ее создание предусмотрено Договором об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, который был заключен между Беларусью и Россией осенью прошлого года.
Беларусь и Россия продолжают унифицировать свои экономические и правовые системы в рамках 28 интеграционных программ. Одним из важных направлений этой работы является унификация налоговых систем двух стран, потому что единые правила налогообложения — ключевое условие равенства экономических субъектов и России, и Беларуси.
Система была разработана в РФ и передана белорусской стороне на безвозмездной основе. Она позволит обмениваться данными о плательщиках НДС, зарегистрированных в налоговых органах двух стран на 1 января 2023 года. В настоящее время обмен данными между Беларусью и Россией производится на еженедельной основе. Данная система позволяет более эффективно выявлять нарушения и схемы по уклонению от уплаты налогов.
Введение системы налогового администрирования стало частью более широких договоренностей по унификации косвенных налогов, которые были подписаны осенью минувшего года.
По условиям, к 1 января 2023 года стороны должны были привести свое налоговое законодательство в области НДС и акцизов в соответствие с положениями договора. В частности, он регулирует минимальный размер ставок акцизов на установленный договором перечень товаров и услуг. Кроме того, документ устанавливает единые для Беларуси и России перечни операций, освобожденных от уплаты НДС или облагаемых НДС по пониженной налоговой ставке.
Кроме того, договор предусматривает создание наднационального налогового комитета, который будет отслеживать соблюдение сторонами достигнутых договоренностей.
Если данный орган заработает, это станет важным прецедентом в формировании наднациональных структур в рамках Союзного государства — то, без чего невозможна эффективная межгосударственная интеграция.
На сегодняшний день институциональная составляющая остается ахиллесовой пятой Союзного государства. Существующие наднациональные институты (Постоянный комитет, парламентское собрание) не имеют должного уровня полномочий. В результате управление Союзным государством осуществляется фактически в ручном режиме, на основании договоренностей между двумя президентами.
Налоговый комитет может стать важным опытом в создании и функционировании органов Союзного государства, пусть пока и в такой узкой и специфической сфере, как налогообложение.
Еще одним важным аспектом достигнутых договоренностей в сфере налогового законодательства является снятие так называемой проблемы налогового маневра.
Эта тема омрачала белорусско-российские отношения на протяжении последних лет и стала одной из причин торможения интеграционных процессов между Москвой и Минском.
Налоговый маневр в нефтяной сфере РФ предполагает поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К 2024 году экспортная пошлина станет нулевой, а НДПИ, напротив, достигнет максимального значения.
Долгое время Беларусь получала российскую нефть по сниженным ценам, причем льгота достигалась как раз за счет экспортной пошлины. Налоговый маневр, сводящий экспортную пошлину на нет, лишает белорусские НПЗ этой льготы. Российская нефть в Беларусь отныне приходит по мировым ценам, что существенно снижает рентабельность производимой белорусскими НПЗ продукции.
При этом НПЗ Беларуси оказываются в неравных условиях по отношению к аналогичным российским предприятиям, которые получают компенсации из российского бюджета, что обеспечивает более низкую стоимость топлива для конечного потребителя на российском рынке. Мозырский и Новополоцкий НПЗ рассчитывать на дотацию из российского бюджета, понятное дело, не могут.
Между тем нефтехимия долгие годы оставалась одним из главных «кормильцев» белорусской экономики.
Беларусь, практически не располагающая собственными сырьевыми ресурсами, была одним из ведущих экспортеров нефтепродуктов на постсоветском пространстве. Достигалось это за счет доступа к дешевой российской нефти.
Потеря этого источника доходов была весьма болезненной для белорусской экономики, особенно после событий 2020 года, когда Беларусь снова оказалась под прессом западных санкций.
Долгое время налоговый маневр и компенсации для белорусской экономики оставались камнем преткновения в отношениях Москвы и Минска. В условиях внешнеполитической многовекторности, которой придерживался официальный Минск до августа 2020 года, российская сторона не видела смысла в каких-либо «союзных» компенсациях для белорусской экономики. Налоговый маневр был не столько спором хозяйствующих субъектов, сколько вопросом большой политики.
С изменением политической конъюнктуры в белорусско-российских отношениях разрешился и конфликт вокруг налогового маневра.
Отныне правила, действующие для российских НПЗ, будут распространяться и на белорусские предприятия, которые смогут получать обратный акциз (демпфирующую надбавку) из российского бюджета. Естественно, получение этой преференции становится возможным только при условии перехода на общие правила в налоговой сфере. По оценкам, сумма компенсаций для белорусских НПЗ может составить порядка 400 млн долларов в год.
Эксперты из прозападного лагеря отмечают, что происходящие изменения фактически привязывают Беларусь к российской системе налогообложения, что усилит российский контроль над белорусской экономикой.
Однако интеграция — это всегда уступки и компромиссы, а в условиях разницы масштабов двух интегрирующихся субъектов вполне естественно, что в первую очередь именно Беларусь будет адаптироваться к правилам и стандартам российской экономики.
В обмен республика получает фактически безбарьерный доступ к российскому рынку, а белорусские субъекты хозяйствования — равные условия с российскими. Очевидно, что преимуществ для Беларуси здесь гораздо больше, чем недостатков.
Источник: rubaltic.ru
< Назад