Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Старовойт Роман Владимирович
Итоги заседания Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (19 июля 2023 года)
В Москве в Отделении Исполнительного комитета СНГ состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
В заседании приняли участие представители органов отраслевого сотрудничества СНГ, министерств и ведомств, Госкорпорации «Росатом», Фонда «Сколково», Всеобщей конфедерации профсоюзов, Межгосударственного статистического комитета, Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников СНГ, а также Председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников Содружества Шуба Н.М., заместители Генерального секретаря СНГ Нематов И.Т., Трефилов Д.А., ответственные сотрудники Исполкома СНГ.
Вела заседание полномочный представитель Кыргызской Республики, Председатель Комиссии по экономическим вопросам Рыскулова А.М.
В ходе оживленной дискуссии членами Комиссии были приняты соответствующие решения по следующим вопросам повестки дня:
1. О проекте Межгосударственной программы сотрудничества государств – участников СНГ в сфере геодезии, картографии, геоинформационных технологий, дистанционного зондирования Земли, кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество на период до 2026 года.
2. О состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ.
3. О деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в экономической сфере в 2018–2023 годах.
4. О проекте Плана мероприятий по реализации Стратегии «Здоровье населения государств – участников Содружества Независимых Государств» на 2024–2025 годы.
5. О проекте Положения о технологических платформах в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года.
6. О придании статуса центра коммерциализации инноваций государств – участников Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года.
7. О Межгосударственной целевой программе «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».
8. О регулятивных режимах в сфере банковского регулирования и надзора в государствах – участниках СНГ.
9. О финансировании в 2024 году мероприятий по продолжению в 2020–2024 годах розыска военнослужащих, без вести пропавших в период войны в Афганистане в 1979–1989 годах, поиска мест захоронений, эксгумации, идентификации останков и перезахоронении их на Родине.
10. Об использовании ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств и обеспечение деятельности Координационного Комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников СНГ в 2022 году.
11. О выделении ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств в 2024 году.
12. Об исполнении единого бюджета органов Содружества Независимых Государств за 2022 год и некоторых вопросах финансового обеспечения деятельности органов СНГ в 2023 и 2024 годах.
13. О внесении изменений в решения высших органов Содружества, касающихся формирования и исполнения единого бюджета органов СНГ.
14. Об изменении размеров долевых взносов государств – участников Содружества Независимых Государств в единый бюджет органов СНГ.
15. О проекте единого бюджета органов Содружества Независимых Государств на 2024 год.
16. О перечислении государствами – участниками СНГ долевых взносов в единый бюджет органов Содружества Независимых Государств в 2023 году.
17. О дате и проекте повестки дня очередного заседания Комиссии по экономическим вопросам.
Материалы по большинству вопросов внесены Комиссией на рассмотрение Экономического совета СНГ, проведение которого запланировано на сентябрь 2023 года.
Следующее заседание Комиссии состоится 15 сентября 2023 года.
Организационный департамент Исполнительного комитета СНГ
____________________________
В рамках заседания особое внимание было уделено вопросу о деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в экономической сфере в 2018–2023 годах. В представленной информации аккумулированы сведения о 38 органах отраслевого сотрудничества СНГ, созданных практически во всех основных сферах экономического взаимодействия государств – участников СНГ. Проведен анализ организации деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ и ее результатов с точки зрения соответствия нормам, целям и задачам, заложенным в их базовых документах.
Указанный анализ свидетельствует о том, что в целом большинство ключевых задач, предусмотренных базовыми документами, выполняются, органы отраслевого сотрудничества активно способствуют развитию взаимодействия государств – участников СНГ в важнейших отраслях экономики, совершенствованию нормативной правовой базы интеграционных процессов в рамках Содружества.
Вместе с тем, изменения, произошедшие за многолетнюю историю их деятельности, быстро меняющаяся ситуация в мировых и региональных экономических связях, смена технологического уклада, экологические вызовы требуют активизации работы органов отраслевого сотрудничества СНГ.
В ходе заседания рассмотрен проект Плана мероприятий по реализации Стратегии «Здоровье населения государств – участников Содружества Независимых Государств» на 2024–2025 годы. Проект Плана мероприятий предусматривает основные направления сотрудничества, в нем отражены периодичность и сроки выполнения мероприятий, ожидаемые результаты, а также указаны органы и организации, ответственные за их выполнение.
Членам Комиссии был представлен проект Положения о технологических платформах в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года (далее - Программа). Проект Положения разработан в целях активизации усилий бизнеса, науки, государства, гражданского общества и других заинтересованных сторон по созданию и продвижению перспективных технологий, новых продуктов, привлечению дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, совершенствованию нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития
Принятие Положения позволит создать в рамках СНГ условия для ускорения процесса реализации Программы, повышения эффективности выполнения ее инициатив и мероприятий.
Членами Комиссии одобрен проект решения Экономического совета СНГ по вопросу придания статуса центра коммерциализации инноваций государств – участников Программы Государственному фонду интеллектуальной собственности при Государственном агентстве интеллектуальной собственности и инноваций при Кабинете Министров Кыргызской Республики.
Фонд был создан в целях стимулирования научно-технического развития, активизации изобретательской и инновационной деятельности, оказания поддержки авторам и изобретателям, деятелям культуры и искусства по созданию объектов интеллектуальной собственности и содействия их коммерциализации.
Фонд осуществляет такие функции, как предоставление финансовой и иной помощи авторам произведений и авторам (владельцам) патентов для продвижения объектов интеллектуальной собственности, стимулирование и поддержка начинающих предпринимателей путем выявления, отбора и продвижения инновационных проектов, организация и проведение мероприятий для вовлечения детей и молодежи в научную, научно-техническую и инновационную деятельность и др.
Членами Комиссии заслушана информация о Межгосударственной целевой программе «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств». Управление и оперативный контроль за ходом реализации Программы осуществляет Дирекция Программы, в состав которой входят представители Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», национальных государственных заказчиков Программы и Исполнительного комитета СНГ.
Как и в предыдущие годы, в 2022 году реализация Программы велась по трем ключевым направлениям:
- рекультивация территорий бывших урановых производств в Кыргызской Республике;
- рекультивация территорий бывших урановых производств в Республике Таджикистан;
- социально-гигиенический мониторинг населения в районах производства работ (Кыргызская Республика и Республика Таджикистан).
Рекультивация хвостохранилища «Как» в районе пгт. Мин-Куш в Кыргызской Республике выполнена с опережением сроков на 5 месяцев с обеспечением надлежащего качества работ.
Достигнуты высокие темпы и качество выполнения работ по рекультивации в Республике Таджикистан, опережение сроков составляет 3 месяца.
Существующая динамика реализации Программы и опыт эксплуатации приведенного в безопасное состояние хвостохранилища «Каджи-Сай» в Кыргызской Республике иллюстрирует надежность применяемых технологий и качество выполняемых работ.
Вниманию членов Комиссии представлена также информация о состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ. В информации представлены результаты текущей деятельности государств – участников СНГ по развитию законодательной базы и рыночных механизмов в сфере ценных бумаг, а также приведены данные по составу профессиональных участников фондового рынка, объемам торгов финансовыми инструментами, рыночной капитализации и мерам предотвращения нарушений в указанной сфере.
Представленные данные свидетельствуют, что применяемые в настоящее время государствами – участниками СНГ меры регулирования и надзора финансовых рынков направлены на совершенствование деятельности финансовых организаций, обеспечение ответственности за результаты их деятельности, организацию комплексного подхода к обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг, внедрение современных технологий на финансовом рынке.
Материал может представлять интерес для уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ, органов отраслевого сотрудничества валютно-финансовой сферы СНГ, а также широкого круга финансовых организаций и специалистов государств – участников СНГ в областях экономики и финансов.
На заседании был рассмотрен доклад о регулятивных режимах в сфере банковского регулирования и надзора в государствах – участниках СНГ. Исполнительный комитет СНГ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и центральными (национальными) банками государств – участников СНГ осуществляет ежегодный мониторинг данных о применяемых в Содружестве нормах в сфере банковского регулирования и надзора.
Как показывают представленные данные, правовое регулирование финансовой банковской деятельности в государствах – участниках СНГ осуществляется в соответствии с национальным законодательством и передовой международной практикой, включая рекомендации Базельского комитета, нормативно-правовая база постоянно совершенствуется, последовательно вводятся новые требования к банковскому капиталу, оптимизируются механизмы банковского надзора, системы управления банковскими рисками и внутренний банковский контроль.
Приведенные в документе сведения закладывают основу для дальнейшего обмена опытом и подготовки рекомендаций по сближению параметров регулирования финансовой банковской деятельности с целью обеспечения стабильных экономических отношений в рамках СНГ.
Кроме того, был рассмотрен проект Межгосударственной программы сотрудничества государств – участников СНГ в сфере геодезии, картографии, геоинформационных технологий, дистанционного зондирования Земли, кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество на период до 2026 года. Целью Программы является развитие и поддержание на современном и высокотехнологичном уровне отраслей экономики государств – участников СНГ, необходимом для эффективного обеспечения потребностей экономики стран и межгосударственного сотрудничества в актуальных и достоверных пространственных данных и сервисах на их основе, а также поддержка комплексного и системного развития цифровой и геодезической инфраструктуры государств – участников СНГ.
Документ направлен на обеспечение координации действий органов власти государств – участников СНГ в указанной сфере, согласованное научное и технологическое развитие отраслевой инфраструктуры государств – участников СНГ, создание цифровых платформ и сервисов, формирование, распространение и применение пространственных данных, формирование и равномерное развитие геодезического обеспечения государств – участников СНГ и др.
Рассмотрен ряд финансовых вопросов, а также вопросы, касающиеся бюджета органов СНГ.
Департамент экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ
< Назад