Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Старовойт Роман Владимирович
Вопросы сотрудничества обсудили главы МИД прикаспийских государств в Ашхабаде
28 июня в Ашхабаде в преддверии Шестого каспийского саммита состоялось Совещание Министров иностранных дел прикаспийских государств.
На мероприятии присутствовали главы внешнеполитических ведомств Ирана – Хосейн Амир Абдоллахиян, Казахстана – Мухтар Тлеуберди, России – Сергей Лавров, Туркменистана – Рашид Мередов и заместитель главы МИД Азербайджана – Халаф Халафов.
Министры каспийской пятерки обсудили ряд актуальных вопросов сотрудничества прибрежных государств на Каспийском море, а также согласовали проект Коммюнике предстоящего VI Каспийского саммита, который пройдет с участием президентов Казахстана, Азербайджана, Ирана, России и Туркменистана в г.Ашхабаде 29 июня т.г.
Предыдущий пятый Каспийский саммит прошёл в 2018 году в г.Актау, по итогам которого была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря.
_______________________________________
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.Лаврова по итогам СМИД прикаспийских государств
Уважаемые дамы и господа,
Закончили заседание министров иностранных дел каспийской «пятёрки». Его главной задачей было подготовить документы к Каспийскому саммиту, который открывается 29 июня, в столице Туркменистана.
В ходе нашей сегодняшней работы получили доклад экспертов, трудившихся несколько дней и доложивших проект итогового коммюнике, который выносится на утверждение глав государств. Вы с ним ознакомитесь завтра. Принято решение, что сразу после одобрения (надеемся на это) коммюнике будет опубликовано. Ключевыми вопросами, обсуждаемыми сегодня, по которым достигли согласия, являются подтверждение суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела и всех других принципов Устава ООН, на которых основывается каспийское сотрудничество.
Также подчеркнули незыблемость и актуальность всех без исключения принципов, зафиксированных в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая была подписана 12 августа 2018 г. на саммите в Казахстане. Она предполагает, что Каспийское море является морем всех пяти каспийских стран и имеет для каждого из этих государств жизненно важное значение. Только пять государств, расположенных на Каспии, обладают суверенным правом в отношении Каспийского моря и его ресурсов.
Подтвердили принципы, лежащие в основе сотрудничества в развитии Конвенции о правовом статусе Каспия в таких областях, как охрана природной среды, биологических ресурсов, научные исследования, взаимодействие по предотвращению и преодолению последствий чрезвычайных ситуаций (в том числе инфекций, различных болезней), энергетика, транспорт, а также по другим направлениям, обеспечивающим нормальную жизнь наших народов на берегах Каспийского моря.
Подчеркнуто значение сотрудничества в сфере военного взаимодействия. Предлагается ускорить работу над соглашением о разработке мер доверия относительно военной деятельности каспийских государств. Твёрдо и недвусмысленно подтверждён принцип Конвенции в правовом статусе Каспийского моря о том, что здесь исключено присутствие вооружённых сил некаспийских и неприбрежных государств. Точно также как и в сфере мореплавания в целом, включая гражданское: в рамках Конвенции о правовом статусе Каспийского моря было решено, что судоходство осуществляется только судами под флагом одной из каспийских стран. Этот же принцип действует в отношении входа и выхода из Каспийского моря любого судна. Сегодня мы этот принцип тоже чётко подтвердили.
Есть понимание, что после саммита продолжится работа над укреплением и расширением договорно-правовой базы нашего каспийского сотрудничества, в том числе в сферах борьбы с браконьерством и наркотрафиком, а также на ряде других направлений.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать планы США поставить Украине системы ПВО средней и большей дальности? Увеличиваются ли риски прямого военного конфликта между Россией и США?
С.В.Лавров: Неоднократно комментировали планы американцев и европейцев относительно накачивания Украины всё новым вооружением. Эти планы осуществляются на фоне громогласных заявлений о недопустимости достижения мира на условиях Российской Федерации и начала мирных переговоров, пока Украина не добьется решающего перелома в боевых действиях. Вы это читаете. Всё это звучит ежедневно с экранов и в социальных сетях.
Подобная линия, занятая Западом, представляется нам абсолютно контрпродуктивной и вредной. Чем больше будут накачивать Украину оружием, тем дольше продлятся конфликт и агония нацистского режима, поддерживаемого западными столицами.
С заявлениями о недопустимости каких-либо переговоров в нынешних условиях регулярно выступают Б.Джонсон, О.Шольц и Ж.Боррель, который постоянно призывает тратить больше денег на оружие для Украины из Европейского фонда мира. Здесь проявляется в известной степени шизофрения.
Вчера все СМИ на Западе взорвались видеороликами из Кременчуга, где показывали кадры горящего торгового центра с обвинениями российских военных в том, что они бомбят гражданскую инфраструктуру. Министерство обороны России четко и понятно разъяснило, что на самом деле произошло: бомбили ангар, куда прибыло американское и европейское оружие и боеприпасы. В результате детонирования боеприпасов загорелся расположенный рядом пустующий торговый центр.
Чем больше будет поставляться оружия, призванного продлить конфликт и страдания постоянно живущих под обстрелами украинского неонацистского режима мирных граждан, тем больше задач мы будем выполнять «на земле». Все они будут выполнены.
Вопрос: На саммите НАТО в Мадриде собираются принять новую внешнеполитическую концепцию и назвать Россию непосредственной угрозой, а также серьезно усилить военное присутствие в Европе. В свою очередь, Президент В.А.Зеленский, если и готов вести переговоры, то с позиции силы. Неужели он рассчитывает на прямую военную поддержку альянса?
С.В.Лавров: В готовящихся к саммиту НАТО планах объявить нас угрозой, а Китай – системным вызовом. Они играют в слова, но суть от этого не меняется. Давно, до созыва саммита НАТО Россия в тех или иных выражениях уже была объявлена врагом. Если послушать заявления западных политиков, наша страна объявлена врагом просто потому, что не хочет соглашаться с неолиберальнам миропорядком, который США, подчинив себе весь западный мир без исключения, навязывает всем остальным под лозунгом «миропорядка, основанного на правилах». Об этом недавно говорил Президент В.В.Путин, показывая тупиковость подобной политики, которую проводит ведомый Вашингтоном Запад. Для нас это неудивительно. Ничего нового это не привнесет в практическую политику США и их сателлитов.
Анонсированное увеличение вооруженных сил на «восточном фланге» НАТО до 300 тыс. военнослужащих планировалось независимо от того, что будет записано в документах, которые примут в Мадриде. Это было объявлено достаточно давно и является продолжением той самой неприемлемой, нарушающей все прежние договоренности и обещания линии НАТО на освоение территории бывшего Советского Союза, на приближение военной инфраструктуры альянса вплотную к российским границам.
Такой курс проводится давно. Все последние годы с начала 2000-х годов мы пытались его остановить и договориться об общеприемлемых методах обеспечения европейской безопасности. Многократно предпринимали подобного рода попытки, продиктованные доброй волей. Президент В.В.Путин лично разъяснял пагубность действий Североатлантического альянса в нарушение принципа неделимости безопасности. Такая же работа велась на уровне министерств иностранных дел и обороны. Всё впустую. Запад категорически отказывался выполнять собственные обязательства по нерасширению НАТО, обеспечению неделимости безопасности, включая обязательство не обеспечивать свою безопасность за счет ущемления безопасности других. Впоследствии Запад отказался выполнять соглашение об урегулировании между Президентом В.Ф.Януковичем и украинской оппозицией в феврале 2014 г. В феврале 2015 г., подписав Минские договоренности, Запад категорически не соглашался их реализовывать. Нас это не удивляет. Если наши слова и доводы полностью, высокомерно игнорируются, – это уже установленный факт – мы будем делать выводы, как дальше вести дела с нашими западным соседями на этой планете.
Не буду гадать, на что надеется и что думает Президент В.А.Зеленский. Это и не важно, поскольку не он принимает решения. Их принимают в Вашингтоне, причем отнюдь не на президентском уровне, а известные чиновники в Госдепартаменте и, наверное, еще в Администрации Президента.
Вопрос: Вчера появились сообщения о заявке Аргентины и Ирана на членство в БРИКС. Поддерживает ли Россия их кандидатуры?
С.В.Лавров: В ходе состоявшихся на днях мероприятий (саммит БРИКС и встреча «БРИКС плюс») подчеркнули нашу готовность рассматривать расширение этого объединения. Президент В.В.Путин в своих выступлениях отметил оправданность и своевременность дискуссии. Аргентина и Иран являются достойными и уважаемыми кандидатами, как и ряд других стран, упоминаемых в дискуссиях.
Решение будет приниматься консенсусно. Главное – запущен подготовительный процесс. Основными критериями будут дальнейшее повышение эффективности, обеспечение практической отдачи от работы этой структуры.
Вопрос: Индонезия дала понять, что не намерена отзывать приглашение России на саммит G20, однако в то же время приглашение получила Украина. Насколько целесообразно и конструктивно участие России в нынешнем саммите? Имеет ли смысл такая поездка, учитывая антироссийскую риторику большого количества участников? Как оценивается возможность встречи В.В.Путина и В.А.Зеленского «на полях» саммита?
С.В.Лавров: Подходим к работе «Группы двадцати», исходя из основополагающих принципов, на которых она была основана. Это организация координации действий ведущих мировых держав в сфере экономики и международных финансов с тем, чтобы обеспечить устойчивость мирового хозяйства и не допустить «перекосов», кризисов, а также решение многих других конкретных задач, связанных именно с поддержанием стабильности в сфере мировой экономики.
Каждый раз страна-хозяйка приглашает тех или иных представителей, не входящих в «Группу двадцати». Сейчас без В.А.Зеленского нигде не обходится. «Они» такие навязчивые и назойливые. Видимо, в промежутках между получением команды из Вашингтона у него остаётся свободное время, поэтому украинский президент рад «вписаться» в любой формат и что-нибудь произнести со слезами на глазах. Нас мало будет интересовать, ходит он где-то сбоку на саммите в Бали или нет. При этом всегда относимся с уважением к действиям страны-хозяйки «Группы двадцати».
На днях состоится визит Президента Индонезии Дж.Видодо в Российскую Федерацию. Подготовка к «двадцатке» будет одной из ключевых тем его переговоров с Президентом В.В.Путиным. Мы не будем смысл и значение этого формата делать заложниками «капризов» государств, которые пытаются сохранить собственные проблемы в сфере влияния Запада и заставить его активнее использовать их для реализации политики по подрыву основ международного права и установления гегемонии.
Будем заниматься делом, а не пропагандой и идеологией.
ИСТОЧНИК: МИД РОССИИМИД КАЗАХСТАНА
< Назад