Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Старовойт Роман Владимирович
К 30-летию создания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества
Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества как межгосударственный координирующий орган был образован 30 лет назад – 14 февраля 1992 года в соответствии с Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств.
Совет рассматривает и решает вопросы эксплуатационной работы железных дорог в международном сообщении, совместного использования и технического содержания грузовых вагонов и контейнеров, правил и условий перевозок пассажиров и грузов, графика движения и плана формирования поездов, обеспечения безопасности движения поездов, разработки системы учета и взаиморасчетов за выполненную работу и услуги, научно-технического сотрудничества, развития единого информационного пространства сети железных дорог колеи шириной 1520 мм и другие вопросы деятельности железнодорожного транспорта.
Сегодня железнодорожные администрации 18 государств участвуют в работе Совета, из них: 11 государств - участников СНГ - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, а также администрации Республики Болгария, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Финляндской Республики, Исламской Республики Иран, Эстонской Республики.
Кроме того, наблюдателем при Совете является Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
Одновременно с учреждением Совета Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта СНГ от 14 февраля 1992 года принято решение об образовании исполнительного комитета Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, позднее преобразованного в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.
Основными задачами Дирекции Совета являются реализация его решений, координация пропуска вагонопотоков, разработка проектов документов, регламентирующих взаимодействие и экономическую ответственность при перевозке пассажиров и грузов между государствами ‒ участниками СНГ, а также транзитных перевозок в сообщениях с третьими странами.
Для решения текущих вопросов, разработки новых документов, изменений в действующие нормативные и технические документы, а также подготовки вопросов к рассмотрению на заседаниях Совета в рамках Дирекции создаются комиссии, рабочие и экспертные группы. В настоящее время постоянно работают 9 комиссий, 6 рабочих и 2 экспертные группы по основным направлениям деятельности железнодорожного транспорта.
В рамках Совета успешно функционируют Информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций, основной целью деятельности которого является информационное обеспечение совместного использования и технического содержания грузовых вагонов и контейнеров, а также международная автоматизированная сеть управления «Экспресс», позволяющая осуществлять резервирование мест и билетно-кассовые операции, предназначенные для бронирования мест в поездах дальнего следования, вести учет перевезенных пассажиров, осуществлять другие функции.
Железнодорожный транспорт играет важную роль в развитии интеграционных экономических процессов на пространстве Содружества Независимых Государств.
Сеть железных дорог Содружества является одной из самых крупных транспортных систем в мире, эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет более 150 тыс. км. Она играет важную роль в развитии международных транспортных коридоров для обеспечения транзитных перевозок между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.
На повестке дня Совета всегда стоят самые важные и актуальные вопросы международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта, решение которых обеспечивает надежность и стабильность межгосударственных транспортно-экономических связей и способствует повышению эффективности перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении.
За годы работы Совета подготовлено более 360 соглашений, правил, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих совместную деятельность по организации перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, эксплуатации подвижного состава и содержанию технических средств.
В 2021 году Совет глав правительств СНГ утвердил Концепцию стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520» до 2030 года, подготовленную Советом. Целями Концепции являются выработка согласованных подходов к стратегическому развитию железнодорожного транспорта государств, железнодорожные администрации которых участвуют в работе Совета, с сетью железных дорог с шириной колеи 1520 мм, разработка предложений по повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта «пространства 1520», согласованное развитие железнодорожной инфраструктуры и устранение барьеров в обеспечении международных перевозок пассажиров и грузов.
Кроме того, на различных этапах высшими органами Содружества были приняты в том числе:
Концепция по антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ. Разработана в соответствии с Декларацией по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 18 сентября 2003 года. Целью Концепции явилась выработка согласованных подходов государств – участников СНГ к вопросам предупреждения и реагирования на террористические акты на железнодорожном транспорте;
Информация о мерах по обеспечению пополнения, модернизации и ремонта парка грузовых вагонов совместного использования государств – участников Содружества Независимых Государств;
Соглашение о взаимодействии государств – участников Содружества Независимых Государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте.
Концепция установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств – участников Содружества Независимых Государств. Основные принципы формирования и применения согласованной тарифной политики на перевозку грузов в межгосударственном и международном сообщениях действуют в рамках Тарифного соглашения железнодорожных перевозчиков государств – участников Содружества от 17 февраля 1993 года и утверждаются на ежегодных тарифных конференциях.
Участниками Тарифного соглашения являются железнодорожные администрации государств – участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Эстонской Республики. Железнодорожная администрация Литовской Республики принимает участие в работе тарифных конференций по приглашению.
Железнодорожные администрации проводят работу по совершенствованию Тарифной политики, направленной на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт. В этих целях устанавливаются конкурентоспособные сквозные ставки на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок.
Ежегодно на заседаниях Совета рассматривается информация о выполнении Решения Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ за прошедший фрахтовый год, а также о Тарифной политике железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год.
Совет в рамках своей компетенции принимал участие в подготовке разделов документа «Приоритетные направления сотрудничества государств –участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года».
В данном контексте особое внимание следует обратить на его роль в формировании стратегического видения развитие железнодорожного транспорта государств – участников СНГ. В рамках предложенных подходов реализуются в частности следующие направления:
совершенствование системы управления перевозочным процессом с учетом экономических критериев;
формирование скоординированной политики в области транспортной безопасности, технического регулирования, безопасности движения и защиты окружающей среды;
формирование и развитие рынка транспортных, экспедиторских и других логистических услуг на пространстве железных дорог колеи 1520 мм;
внедрение информационных технологий на железнодорожном транспорте, развитие общего информационного пространства.
Другой важной составляющей работы Совета по данному документу, безусловно, является участие в формировании сети международных транспортных коридоров (МТК) на пространстве СНГ.
Целью формирования и развития МТК, проходящих по территориям государств – участников СНГ, является повышение эффективности внешнеторговых перевозок и в развитии транспортной инфраструктуры. В качестве основных задач с учетом в том числе специфики функционирования железнодорожного транспорта рассматриваются: создание транспортно-логистических консолидирующих центров на участках МТК, разработка и внедрение механизмов совместного инвестирования в развитие узловых объектов инфраструктуры МТК, использование транспортно-транзитного потенциала государств – участников СНГ с учетом национальных интересов и ряд других.
По оценке ряда международных экспертов, наблюдателей, аналитиков и средств массовой информации, Совет зарекомендовал себя как эффективно работающая международная структура в сфере железнодорожного транспорта.
Усилиями Совета уже на протяжении 30 лет удается сохранять технологическое единство сети железных дорог, общее информационное пространство, обеспечивать согласованное развитие инфраструктуры и тарифной политики железных дорог государств – участников СНГ. Деятельность Совета способствует дальнейшему укреплению основных межгосударственных транспортно-экономических связей государств, железнодорожные администрации которых участвуют в его работе.
Хочется пожелать нашим коллегам успехов в этом непростом, но крайне важном деле.
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СНГ
< Назад