
Председатель КТС СНГ - Министр транспорта Российской Федерации:
Старовойт Роман Владимирович
Перспективы создания механизма киберсанкций на глобальном уровне: пути и вызовы
В условиях стремительной цифровизации экономики, политики и военной сферы вопросы обеспечения кибербезопасности приобретают жизненно важное значение для всего мирового сообщества. При этом универсальный механизм регулирования цифровой среды все еще не создан. Кибератаки становятся инструментом политического давления, экономического шпионажа, военных операций и даже цифровых диверсий, что вынуждает государства применять в ответ односторонние санкционные меры.
Признаваемый всеми государствами механизм киберсанкций на уровне ООН мог бы способствовать координации усилий государств, повышению легитимности применяемых ограничительных мер, отмене практики односторонних санкций и повышению эффективности борьбы с международными киберугрозами. Односторонние санкции отдельных стран и их объединений вызывают правовые и этические вопросы, не способствуя повышению эффективности борьбы с киберпреступниками. В этой связи актуальным становится вопрос о необходимости и важности скорейшей разработки международного режима киберсанкций под эгидой ООН.
Однако создание международного режима киберсанкций может столкнуться с рядом политических и правовых вызовов. Так, ряд государств могут рассматривать международные киберсанкции как вмешательство во внутренние дела, что требует тщательного баланса между глобальной безопасностью и национальным суверенитетом. Страны могут иметь разные взгляды на то, какие действия в киберпространстве считать угрозой, что затруднит достижение консенсуса в СБ ООН. Могут последовать и экономические последствия в случае, если киберсанкции затронут технологические цепочки, что приведет к экономическим потерям для третьих стран. Кроме того, отсутствие унифицированных законов о киберпреступлениях затрудняет выработку общих критериев для введения санкций. К тому же атрибуция кибератак остается сложной задачей, поскольку их источники могут быть скрыты или сфальсифицированы. Введение санкций в отсутствии убедительных доказательств может подорвать легитимность созданного механизма и усилить конфронтацию между государствами.
Достижение консенсуса среди членов СБ ООН может стать одним из самых сложных этапов в создании механизма киберсанкций из-за различия в геополитических интересах, противостояния ведущих мировых держав. Так, США и их союзники уже используют киберсанкции как инструмент геополитического давления, тогда как Россия и Китай выступают за создание универсального международно-правового режима обеспечения международной информационной безопасности, исключающего односторонние ограничительные меры.
Существует также риск двойных стандартов, когда отдельные страны будут использовать киберсанкции против своих соперников для достижения собственных политических целей, игнорируя аналогичное поведение своих союзников.
Тем не менее перечисленные препятствия возможно преодолеть посредством диалога и дипломатии, выработать взаимоприемлемые решения, разработать общепринятые нормы и правила поведения в цифровой среде, обеспечить открытость и прозрачность в принятии решений и разработать ограничительные кибермеры. Более того, принятие единых юридически обязывающих правил в рамках ООН могло бы минимизировать перечисленные сложности, обеспечив прозрачность и правовую определенность введения международных киберсанкций.
В долгосрочной перспективе международные киберсанкции могут стать важным элементом глобальной архитектуры безопасности, способствуя стабилизации киберпространства и предотвращению конфликтов в цифровой сфере.
В условиях стремительной цифровизации экономики, политики и военной сферы вопросы обеспечения кибербезопасности приобретают жизненно важное значение для всего мирового сообщества. При этом универсальный механизм регулирования цифровой среды все еще не создан. Кибератаки становятся инструментом политического давления, экономического шпионажа, военных операций и даже цифровых диверсий, что вынуждает государства применять в ответ односторонние санкционные меры.
Признаваемый всеми государствами механизм киберсанкций на уровне ООН мог бы способствовать координации усилий государств, повышению легитимности применяемых ограничительных мер, отмене практики односторонних санкций и повышению эффективности борьбы с международными киберугрозами. Односторонние санкции отдельных стран и их объединений вызывают правовые и этические вопросы, не способствуя повышению эффективности борьбы с киберпреступниками. В этой связи актуальным становится вопрос о необходимости и важности скорейшей разработки международного режима киберсанкций под эгидой ООН.
Односторонние киберсанкции
В настоящее время киберсанкции представляют собой односторонние ограничительные меры, направленные на пресечение и сдерживание противоправной деятельности в цифровой среде. Они вводятся государствами или группой государств без участия международных институтов, что ставит под вопрос их легитимность.
Наиболее проработанные механизмы киберсанкций действуют в США и ЕС. Вашингтон вводит ограничительные меры в соответствии с рядом исполнительных указов и законов (включая CAATSA) против физических и юридических лиц, вовлеченных в кибератаки против американских структур, либо так или иначе связанных с деятельностью в цифровой среде, которая затрагивает американские интересы. Санкции включают заморозку активов, запрет на ведение бизнеса с американскими компаниями, запрет на въезд, а также блокировку аккаунтов в социальных сетях.
Европейский союз также разработал свой механизм киберсанкций в 2019 г., который предусматривает запрет на въезд, заморозку активов и запрет на транзакции с подсанкционными лицами. Другие страны, такие как Великобритания и Австралия, последовали примеру США и ЕС и внедрили собственные режимы киберсанкций, но масштабы их влияния и последствий существенно уступают американским и европейским инициативам.
Односторонний характер этих режимов снижает их легитимность на международной арене и создает дополнительные вызовы для глобального сотрудничества в области безопасности в цифровой среде.
Киберсанкции все чаще становятся инструментом геополитического давления, расширяя арсенал экономических и дипломатических ограничительных мер по другим тематикам. Так, в 2024 г. США представили проект правил подачи заявок на регистрацию новых доменов верхнего уровня в ICANN (Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами), в которых содержится пункт об обязательстве соблюдать американские ограничительные меры.
Санкционные режимы ООН
ООН обладает мандатом на поддержание международного мира и безопасности, что включает возможность легитимного применения санкций против акторов, нарушающих международные нормы. Санкции ООН представляют собой систему невоенных мер принуждения, решение о применении которых принимается Советом Безопасности ООН на основании статьи 41 Устава ООН. С момента своего основания ООН использовала санкции в различных формах, включая эмбарго на поставки оружия и финансовые ограничения.
Вместе с тем меры принудительного характера не могут быть приняты до тех пор, пока СБ ООН не установит наличие угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В число подобных ситуаций включены межгосударственные и внутригосударственные конфликты, внутренние конфликты регионального или субрегионального масштаба, потенциальные угрозы и угрозы общего характера, такие как террористические акты, распространение оружия массового уничтожения, стрелкового оружия и легких вооружений, а также незаконную торговлю ими. При этом о противодействии киберугрозам и кибепреступности, которые способны представлять угрозу международному миру и безопасности, в документе ООН ничего не сказано.
Важно обратить внимание на то, что согласно Уставу организации, СБ ООН обладает полномочиями вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер. Таким образом, данный орган потенциально способен инициировать создание киберсанкционного режима.
Процедура введения санкций в рамках ООН включает следующие этапы:
1. Идентификация угрозы: СБ ООН определяет наличие угрозы международному миру, акта агрессии или нарушения мира.
2. Призывы к мирному урегулированию: прежде чем ввести санкции СБ ООН обращается к сторонам конфликта с призывом урегулировать разногласия мирным путем.
3. Принятие резолюции СБ ООН о санкциях (по предложению государств-членов): если мирные усилия не увенчались успехом, СБ ООН принимает резолюцию, устанавливающую конкретные санкционные меры.
4. Создание санкционного комитета и групп экспертов: для мониторинга и обеспечения соблюдения санкций создается специальный комитет и группа экспертов, ответственных за контроль и отчетность. Наглядным примером являются структуры, созданные для контроля за международными санкциями против КНДР.
Представленный подход был реализован в рамках санкционных режимов по вопросам нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом и нарушений прав человека. Представляется, что он может быть также применен для разработки специализированного киберсанкционного механизма.
ООН могла бы стать платформой для выработки универсальных стандартов применения киберсанкций. Вместе с тем важно учитывать, что цифровая среда обладает уникальными характеристиками, которые требуют адаптации ранее применяемых подходов.
Так, при разработке режима киберсанкций важно сделать следующие шаги:
1. Принять Конвенцию ООН об обеспечении международной информационной безопасности, которая будет регулировать цифровую сферу межгосударственных отношений.
2. Создать специализированный комитет по киберугрозам, который будет отвечать за мониторинг киберинцидентов и выработку рекомендаций по введению санкций, а также сформировать рабочую группу для разработки рекомендаций по созданию киберсанкционного механизма.
3. Четко классифицировать действия в цифровой среде, которые могут рассматриваться как угроза международному миру и безопасности (кибератаки, информационные войны, атаки на КИИ и т.д.).
4. Разработать прозрачные и надежные методы идентификации источника кибератаки, что представляет собой критически важный шаг для обоснованного введения санкций. Для этого может быть создана отдельная рабочая группа, которая включала бы экспертов из разных стран для обеспечения беспристрастности и объективности атрибуции, у которой был бы доступ к контактным лицам из всех государств для проведения расследований и обмена информацией о киберугрозах. Таким образом, важно предусмотреть обязательные процедуры расследования и доказательной базы перед введением санкций.
5. Разработать меры по противодействию обходу киберсанкций, в том числе осуществлять контроль за передачей критически важных технологий. Если же государства отказываются подчиниться требованиям ООН, сотрудничать с рабочими группами, предоставлять доказательства причастности обвиняемых к противоправным действиям в цифровой среде, можно предусмотреть более жесткие меры в отношении таких государств, например, штраф и исключение из институтов ООН сроком от года.
6. Выстраивать взаимодействие с профильными международными и региональными организациями для повышения эффективности атрибуции.
7. Вовлекать технологические компании и экспертов в процесс обмена информацией и выработки эффективных мер реагирования на киберугрозы, что может повысить эффективность киберсанкционного режима.
Реализация перечисленных шагов позволит создать действенный и легитимный механизм киберсанкций на уровне ООН, способствующий укреплению международной кибербезопасности. Киберсанкции могут включать в себя ограничения на доступ к определенным технологиям, запрет на экспорт цифровых технологий или финансовые ограничения в отношении субъектов, участвующих в кибератаках, запрет на въезд в другие страны.
Однако, прежде чем перейти непосредственно к созданию самого механизма, необходимо пройти непростой путь. В первую очередь необходимо разработать единые юридически обязывающие международные нормы ответственного поведения государств в цифровой среде.
Вызовы и ограничения
Создание международного режима киберсанкций может столкнуться с рядом политических и правовых вызовов. Так, ряд государств могут рассматривать международные киберсанкции как вмешательство во внутренние дела, что требует тщательного баланса между глобальной безопасностью и национальным суверенитетом. Страны могут иметь разные взгляды на то, какие действия в киберпространстве считать угрозой, что затруднит достижение консенсуса в СБ ООН. Могут последовать и экономические последствия в случае, если киберсанкции затронут технологические цепочки, что приведет к экономическим потерям для третьих стран. Кроме того, отсутствие унифицированных законов о киберпреступлениях затрудняет выработку общих критериев для введения санкций. К тому же атрибуция кибератак остается сложной задачей, поскольку их источники могут быть скрыты или сфальсифицированы. Введение санкций в отсутствии убедительных доказательств может подорвать легитимность созданного механизма и усилить конфронтацию между государствами.
Достижение консенсуса среди членов СБ ООН может стать одним из самых сложных этапов в создании механизма киберсанкций из-за различия в геополитических интересах, противостояния ведущих мировых держав. Так, США и их союзники уже используют киберсанкции как инструмент геополитического давления, тогда как Россия и Китай выступают за создание универсального международно-правового режима обеспечения международной информационной безопасности, исключающего односторонние ограничительные меры.
Существует также риск двойных стандартов, когда отдельные страны будут использовать киберсанкции против своих соперников для достижения собственных политических целей, игнорируя аналогичное поведение своих союзников.
Тем не менее перечисленные препятствия возможно преодолеть посредством диалога и дипломатии, выработать взаимоприемлемые решения, разработать общепринятые нормы и правила поведения в цифровой среде, обеспечить открытость и прозрачность в принятии решений и разработать ограничительные кибермеры. Более того, принятие единых юридически обязывающих правил в рамках ООН могло бы минимизировать перечисленные сложности, обеспечив прозрачность и правовую определенность введения международных киберсанкций.
Создание международного режима киберсанкций под эгидой ООН представляет собой сложную и при этом чрезвычайно важную задачу для обеспечения международной информационной безопасности. Такой механизм способен снизить уровень межгосударственной конфронтации в цифровой среде и усилить меры доверия в киберпространстве. Однако для его реализации потребуется преодоление политических противоречий, разработка объективных механизмов атрибуции кибератак и формирование юридической базы. В долгосрочной перспективе международные киберсанкции могут стать важным элементом глобальной архитектуры безопасности, способствуя стабилизации киберпространства и предотвращению конфликтов в цифровой сфере.
Система санкций ООН уже доказала свою работоспособность в сферах нераспространения ядерного оружия и борьбы с терроризмом. Логичным шагом было бы распространение этих механизмов на цифровую сферу. Опираясь на существующие санкционные режимы и учитывая специфику киберсреды, такой механизм поможет эффективно противостоять цифровым вызовам современности при условии согласованных усилий всех государств — членов ООН, прозрачности и уважения к суверенитету каждого участника международного сообщества.
Создание международного механизма киберсанкций под эгидой ООН способно изменить архитектуру кибербезопасности, сделав ее более предсказуемой и справедливой. Несмотря на политические разногласия, консолидация усилий государств по выработке единых правил в цифровой сфере становится насущной необходимостью. Международные киберсанкции могут стать важным шагом к глобальному киберпорядку, обеспечивающему баланс между национальными интересами и принципами международного права. В долгосрочной перспективе режим международных киберсанкций ООН способен стать неотъемлемым элементом глобальной архитектуры безопасности, способствуя стабилизации киберпространства и предотвращению конфликтов в цифровой сфере.
< Назад